Сначала небо было почти чёрное, подсвеченное луной. Потом подсветка исчезла, и небо сделалось совсем чёрным, но, кажется, ненадолго. Его цвет всё время менялся: стал сероватым, подёрнулся краснотой, заголубел.
Когда по небу, тесня голубизну, поползли лучи солнца, в уголке левого глаза Леонардо появилась тень. Она дёргалась, принимала очертания фигуры, двигалась неестественно быстро и вскоре заняла собой всё небо.
– У меня для вас записка, маэстро, – прозвучал голос, ещё не успевший сломаться и потерять звон юношества.
Леонардо из Винчи ещё не заслужил звание «маэстро» – такое обращение скорее выдавало уважение говорящего, чем реальное положение вещей. Посланник, возможно, появился и раньше, но полной уверенности в этом у Лео не было. Во всяком случае, до сего момента тот не пытался заслонить собой небо.
Леонардо поднялся с земли, отряхнул с тёмного плаща травинки и, подняв руки, с удовольствием вытянулся, разминая тело. Сколько времени он провёл вот так, лежа на земле и наблюдая за небосводом? Несколько часов, возможно, – горизонт уже желтел, покрывая далёкие крыши Флоренции золотистыми бликами.
Вот оно, мгновение, которое нужно сохранить.
Ещё в детстве Лео придумал игру – всё, что стоило запоминания, он прятал в своём «храме мысли». За последнее десятилетие Леонардо возвёл храм таких размеров, что он превосходил даже цветок Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре. Под куполом храма мысли жили случайно встреченные незнакомцы – и голоса близких, которые ему уже никогда не услышать; фрески старых мастеров и слова, оброненные случайно, но достойные сохраниться в веках. Леонардо поселил здесь и свою мать: так он всегда мог найти её, пусть для мира она и была потеряна. Он прикрыл глаза, размещая этот рассвет внутри памяти: пусть его лучи не преломляются византийскими стёклами и он освещает храм мысли в любое время дня и ночи.
Что до посланника, то он, верно, проделал долгий путь, чтобы разыскать Леонардо. И всё же нашёл, пусть для этого и пришлось покинуть черту города. Лео внимательно присмотрелся к юноше – тонкие, почти женственные черты. Он напоминал Давида работы Донателло, хотя мальчишка вряд ли смог бы сравнить себя со скульптурой великого мастера – она украшала внутренний двор Палаццо Медичи и вряд ли собиралась покинуть его в ближайшее время. Сам Леонардо видел его лишь раз, но и этого было достаточно.
Мысленно набросав эскиз юноши, Леонардо наконец взял из его рук записку. Быстро пробежал по ней глазами, не смог скрыть улыбки. Вряд ли кто-то мог оценить иронию: он, одетый в тунику до колен, сшитую из дешёвого потёртого льна, и залатанный плащ из шерсти, получает приглашение от лучшего портного Флоренции, а то и всей Италии.
Он дал юноше монету за услуги, от которой тот сразу же попытался отказаться:
– Вы слишком добры, господин.
Лео покачал головой.
– Скажи Турку, что я приду… – он задумался. – Когда приду. Мне предстоит завершить одно дело, прежде чем начнётся дождь. Но ему можешь передать, что нашёл меня в таверне в предосудительной компании.
Леонардо похлопал мальчика по плечу, а когда тот нехотя вернулся в седло и отправился назад в город, принялся за дело. Он по памяти набросал эскиз на бумаге, для верности прижатой к доске из тополя. От утреннего холода пальцы немели, но Лео не мог позволить себе перчаток – рисовать в них как следует нельзя. На боль он не обращал внимания, слишком сосредоточившись на рисунке. И в город вернулся лишь после полудня, когда сумка была туго набита изрисованной бумагой, а руки ломило от холода.
Он недавно стал гостем мастерской тканей и познакомился с секретом, который она скрывала. Каждый раз, когда Леонардо приближался к этому месту, он испытывал волнение, сродни любовному. Трепет, предвкушение, ожидание награды – слова слишком безлики, чтобы описать все его чувства (именно поэтому Лео и стал художником, а не поэтом). Эта станция давала обещание приоткрыть тайну жизни и действительности, показать то, что никто из живущих ныне не видел. Обещание, которого он ждал всю жизнь, даже не подозревая о том. Вот и сегодня, не зная, что понадобилось Турку и как развернутся события, Лео уже готов был окунуться в них с головой.
Он вошёл в мастерскую осторожно, стараясь не производить много шума. И всё же ему пришлось позвать Турка, чтобы не заблудиться в лабиринтах бархата, шёлка и парчи, где вместо стражников были деревянные фигуры, облаченные в незаконченные платья.
[AVA]http://savepic.su/5895859.png[/AVA]
Отредактировано Leonardo da Vinci (23.07.2015 21:37:19)